Весной 1890 года Петербургское хореографическое училище было заполнено царствующими особами. Сам император Александр III почтил своим вниманием выпускной экзамен. После спектакля император поинтересовался: “А где же Кшесинская?” Ее подвели к Александру, он пожал ей руку и произнес: “Будьте украшением и славою нашего балета!”.
На торжественном ужине Матильда Кшесинская сидела рядом с цесаревичем Николаем, будущим наследником престола. Позже, в своих воспоминаниях, она напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон», “ Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу”. Она пронесла это чувство через всю свою долгую жизнь…
Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской
Она не была красавицей. Небольшого роста, с острым носиком, крепко сложенная, с узкой талией и мускулистыми ногами, тем не менее, Кшесинская была обаятельна, чувственна и грациозна.
Матильда была самым младшим ребенком в большой артистической семье Кшесинских. Она родилась 19 августа 1872 года, ее отец, Феликс Кшесинский, был лучшим исполнителем характерных танцев, “королем мазурки”, приглашенным в Россию самим императором Николаем I. Матильда или Маля, как называли ее родные, в восемь лет поступает в хореографическое училище и блестяще заканчивает его в 17. Ее сразу зачисляют в балетную труппу Мариинского театра. Малечка много и плодотворно работает и уже через год после окончания училища танцует в 22 балетах и 21 опере! У нее, бесспорно, был талант и огромное трудолюбие.
Роман с наследником престола был недолог и заранее обречен. Николай посещал все спектакли с участием Матильды, писал ей письма.
А она танцевала для него, вкладывая в свой танец всю себя. Ее дом на Английском проспекте всегда был полон гостей. Чаще других здесь бывал Николай со своими друзьями и другими Романовыми. Маля была душой компании.
Все закончилось после помолвки Николая с принцессой Алисой Гессенской. Матильда отпустила его без единого вздоха или жалобы. До конца своих дней Николай II сохранил самые теплые и нежные воспоминания о Мале.В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Она же всегда говорила ему “ты” и называла “Ники”.
Забыть личные неурядицы помогает работа. Каждое выступление Матильды заканчивается бурей оваций. На сцену Маля выходила в драгоценных камнях, танцевала женственно, была обаятельна и ослепительна в сиянии бриллиантов. Но не только блеском драгоценностей выделялась Кшесинская, своим искусством, талантом и трудолюбием она доказывала, что русские балерины заслуживают внимания публики, большего, чем итальянки заполнившие русскую сцену в то время.
В 1899 году исполнилась ее мечта, Мариус Петипа предложил ей роль Эсмеральды, она танцевала ее столь страстно, вкладывая в роль все свои страдания, переживания и любовь, за что Петипа назвал Кшесинскую “первой звездой русского балета”.
Матильда Ксешинская в балете «Эсмеральда»
В это время ангелом-хранителем Матильды становится Великий князь Сергей Михайлович, двоюродный дядя Николая. Он уже давно и тайно был влюблен в Кшесинскую, теперь выполняет любую ее прихоть, дарит драгоценности, покупает дачу в Стрельне. Она принимает подарки с достоинством, продолжая оттачивать балетное мастерство. Первая среди русских балерин Матильда Кшесинская исполняла 32 фуэте подряд!
Через десять лет службы в театре Кшесинская устраивает свой бенефис. На торжественном ужине в ее честь Матильда знакомится с еще одним Романовым — Андреем Владимировичем — двоюродным братом Николая II.
В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.
Матильда Кшесинская с мужем и сыном
Андрей Владимирович заботливым отцом и верным спутником жизни. Узаконить свой брак они смогли только в январе 1921 года.
В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.
Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год
С сыном Владимиром, 1916 год
События 1917 года полностью перевернули жизнь Матильды и ее семьи. В мае она последний раз танцевала на сцене консерватории, где начинала свою блистательную карьеру. После семья уезжает в Кисловодск, а затем в Анапу. 19 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покидает Россию, обосновавшись, как и многие российские эмигранты, в Париже. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, в 1929 году Матильда Феликсовна открывает школу балета. Брать уроки у великой Кшесинской приезжают звезды балета со всего мира. Ее школа пользовалась неизменной популярностью.
Кшесинская на уроке с ученицей Т.Рябушинской, Париж, 1930-е гг.
Матильда Феликсовна тяжело пережила известие о расстреле Романовых, оккупацию Франции фашистами, смерть любимого мужа в 1956 году, она проводила в последний путь многих своих друзей, целую эпоху, уходящую в небытие.
В 1958 году балетная труппа Большого театра гастролировала в Париже. Матильда Феликсовна пришла посмотреть на русских. В своих мемуарах она напишет: “Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…»
В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».
Матильда Кшесинская, Париж, декабрь 1965 года.
Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».