Знаменитости

Донатас Банионис: Свой среди чужих, чужой среди своих

«Донатас Юозович, все зрители обращаются к вам с просьбой: не участвуйте, пожалуйста, больше в такой халтуре, как «Солярис», — из писем народному артисту Донатасу Банионису.
Он был и Крис Кэлви. И Гойя. И Мистер Мак-Кинни. Ему одинаково шли и смокинг, и байкерская кожанка, и католическая сутана. Разве можно забыть его эпизодического пастора, со скорбным видом отсчитывающего рубли за ворованную «Волгу» в «Берегись автомобиля»?
В Банионисе была какая-то неуловимая западная мягкость и вкрадчивость. Что-то от Кеннеди, что-то от Мастроянни. Он был явно человеком оттуда. И это считывалось мгновенно. Особенно по контрасту с его российскими коллегами. Нет, они были не хуже и не лучше, но другими. За Банионисом чувствовалась какая-то другая цивилизация, где не было пионерских галстуков, коммунальных квартир и строек коммунизма.
Он пришёл к нам из другой жизни и другого кино. За эту иностранную чужеродность Баниониса нежно полюбили зрители. Ее вовсю эксплуатировали советские режиссёры.
Позднее к нему присоединились еще двое прекрасных литовцев — Адомайтис и Будрайтис. На Мосфильме шутили — три главных богатыря советского кино. Не пьющие, исполнительные, работящие. Без дурацких закидонов и звездных капризов.
В жизни Банионис был скромнейший человек. Любил свой город — маленький Паневежис.
Семейные фото Баниониса с женой и сыновьями
Был верным мужем — шестьдесят лет с одной женой. Обожал своих сыновей. Старший Эгидюс умер в 44 года. Был ученым, археологом, доктором наук. Посмертно получил Государственную премию Литвы. Донатас гордился им больше, чем всеми своими ролями. Младший Раймундас — кинорежиссер.
У Донатас никаких никогда конфликтов на съёмочной площадке. Он даже с Тарковским умудрился ни разу не поссориться. Хотя тот был временами невыносим. Только один раз Донатас рискнул урезонить Тарковского, когда тот закатил истерику в ресторане, наорал на официанта. «Ну, Андрей, это же обслуга, — недоумевал он, — не стоит тратить на них свои нервы». На что Таковский недовольно огрызнулся: «Ох, уж эти мне западные манеры!»
Строгое католическое воспитание, непоказная, подлинная доброжелательность, умение ладить, бесконфликтность — это ведь тоже особенности личности, которые легко считываются на экране.
Но лучшая роль Баниониса — это, конечно, разведчик Ладейников, резидент в «Мертвом сезоне». Из всего фильма мне почему-то лучше всего запомнился эпизод, где он резал лук на кухне и… плакал. То ли от лука, то ли от жизни своей резидентской. Кто знает?
Донатас Банионис в фильме «Мёртвый сезон» 

Прожил долго. Видел все. Всех пережил. После смерти Баниониса вдруг всплыли документы, якобы подтверждающие его связи с КГБ. Был большой скандал. Сын пытался протестовать. Документы оказались сомнительными, а обвинения несостоятельными. Тем не менее для большинства литовцев он остается советским артистом, вдохновившим Путина завербоваться в разведшколу. Свой среди чужих, чужой среди своих. Вот уж поистине судьба резидента. Сегодня Банионису — 100 лет!
Возможно, это изображение 1 человек и трава
Кадр из фильма «Солярис»

 

Сергей И́горевич Николаевич (29 июля 1958, Москва) — российский журналист, медиаменеджер и телеведущий.

Окончил ГИТИС по специальности «Театроведение».

В 23 года стал главным редактором журнала «Советский театр», затем был редактором журнала «Огонёк», заместителем главного редактора журнала «Домовой» и шеф-редактором редакции специальных проектов глянцевого журнала «Elle».

В 2006—2007 годах был главредом журнала «Madame Figaro».

С 2007 года, с момента основания, несколько лет возглавлял журнал «Citizen K», затем уступил эту должность Елене Нусиновой.

В апреле 2009 года был назначен заместителем главного редактора журнала «Сноб».

В течение 10 лет — с 2011 по 2021  Сергей Николаевич занимал должность главного редактора «Сноба».

Был ведущим телевизионного обзора культурных событий «Культурный обмен» на канале «ТВ Центр» и на ОТР.

В настоящее время проживает в Латвии. 26 апреля в Риге состоится презентация книги Сергея Николаевича «Заложники красоты».

 

Донатас Банионис родился в семье портного Юозаса Баниониса  и Энны Банионине 28 апреля 1924 года. Родители были творческими людьми, они пели. После развода родителей Донатас остался жить с отцом, а сестра – с матерью.

С 1932 по 1937 годы учился в средней школе. Позже поступил в Каунасскую Школу ремесел керамики. Там же начал участвовать в любительских спектаклях. 

Работал в керамической мастерской. С 1941 по 1945 годы учился в актерской студии Ю. Мильтиниса. С 1941 года – актер Паневежского драматического театра. Сыграл более 50 ролей.

С 1980 по 1988 год был режиссером Паневежского театра. В эти же годы окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982–1984).

Глубокий драматический актер, работал с многими известными кинорежиссерами (в том числе, с Витаутасом Жалакявичюсом, Григорием Козинцевым, Андреем Тарковским, Эльдаром Рязановым, Сергеем Колосовым, Савой Кулишем, Михаилом Калатозовым, Конрадом Вольфом, Михаилом Швейцером, Алоизом Бренчем и др.).

Сыграл в кино более семидесяти ролей, в том числе:

«Никто не хотел умирать» (1965, Вайткус), «Маленький принц» (1966, взрослый человек), «Берегись автомобиля» (1966, пастор, покупатель «Волги»), «Операция „Трест“» (1967, Эдуард Оттович Стаунитц), «Мертвый сезон» (1968, Константин Тимофеевич Ладейников, разведчик), «Красный палаточек» (1969, Мариано), «Король Лир» (1970, герцог Олбани), «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» (1971, Сава Морозов), «Гойя, или Тяжелый путь познания» (1971, Франсиско Гойя), «Солярис» (1972, Крис Кельвин), «Командир счастливой „Щуки“» (1972, комиссар Щ-721 Виктор Ионович Шеркнис), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, мистер Мак-Кинли), «Бетховен. Дни жизни» (1976, Людвиг ван Бетховен), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976, Фердинанд Люс), «Сумка инкассатора» (1977, Алексей Петрович Туляков), «Вооружен и очень опасен» (1977, Габриэль Конрой, старатель), «Кентавры» (1978, Президент), «Где ты был, Одиссей?» (1978, Одесская киностудия, т/ф; «Одиссей», он же Птижан, он же Леман, советский разведчик), «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» (1979, Председатель клуба самоубийц, он же Ник Николс), «Будущему веку» (1985, Рино Феличе, итальянский журналист), «Змеелов» (1985, Борис Дмитриевич), «Крик дельфина» (1986, Бар-Маттай), «Загон» (1987, Гарри Майлстоун), «Вход в лабиринт» (1989, Мазарди), «Депрессия» (1991, «Старый»), «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» (2004, «Ниро Вульф»), «Сага древних булгар. Лестница Владимира Красное Солнышко» (2005, воевода Свенельд), «Ленинград» (2005, т/с, Тойво), «Тадас Блинда. Начало» (2011, Михаил Муравьев) и др.

Светлая память…