Люди

О вечных ценностях. Нетипичная история о порядочности

О вечных ценностях

На девятнадцатом году революции Сталину пришла мысль (назовём это так) устроить в Ленинграде «чистку». Он изобрёл способ, который казался ему тонким: обмен паспортов.

И десяткам тысяч людей, главным образом дворянам, стали отказывать в них. А эти дворяне давным-давно превратились в добросовестных советских служащих с дешёвенькими портфелями из свиной кожи.

За отказом в паспорте следовала немедленная высылка: либо поближе к тундре, либо — к раскалённым пескам Каракума.

Ленинград плакал.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, 1923г.

Незадолго до этого Шостакович получил новую квартиру.

Она была раза в три больше его прежней на улице Марата. Не стоять же квартире пустой, голой. Шостакович наскрёб немного денег, принёс их Софье Васильевне и сказал:

— Пожалуйста, купи, мама, чего-нибудь из мебели.

И уехал по делам в Москву, где пробыл недели две.

А когда вернулся в новую квартиру, глазам своим не поверил: в комнатах стояли павловские и александровские стулья красного дерева, столики, шкаф, бюро. Почти в достаточном количестве.

— И всё это, мама, ты купила на те гроши, что я тебе оставил?
— У нас, видишь ли, страшно подешевела мебель, — ответила Софья Васильевна.
— С чего бы?
— Дворян высылали. Ну, они в спешке чуть ли не даром отдавали вещи. Вот, скажем, это бюро раньше стоило…
И Софья Васильевна стала рассказывать, сколько раньше стоила такая и такая вещь и сколько теперь за неё заплачено.

Дмитрий Дмитриевич посерел. Тонкие губы его сжались.

— Боже мой!..

Нетипичная история о порядочности

Софья Васильевна Шостакович, мать Д.Д. Шостаковича,  1902г.

И, торопливо вынув из кармана записную книжку, он взял со стола карандаш.

— Сколько стоили эти стулья до несчастья, мама?.. А теперь сколько ты заплатила?.. Где ты их купила?.. А это бюро?.. А диван?.. и т. д.

Софья Васильевна точно отвечала, не совсем понимая, для чего он её об этом спрашивает.

Всё записав своим острым, тонким, шатающимся почерком, Дмитрий Дмитриевич нервно вырвал из книжицы лист и сказал, передавая его матери:

— Я сейчас поеду раздобывать деньги. Хоть из-под земли. А завтра, мама, с утра ты развези их по этим адресам. У всех ведь остались в Ленинграде близкие люди. Они и перешлют деньги — туда, тем… Эти стулья раньше стоили полторы тысячи, ты их купила за четыреста, — верни тысячу сто… И за бюро, и за диван… За всё… У людей, мама, несчастье, как же этим пользоваться?.. Правда, мама?..

— Я, разумеется, сделала всё так, как хотел Митя, — сказала мне Софья Васильевна.

— Не сомневаюсь.

Что это?..
Пожалуй, обыкновенная порядочность. Но как же нам не хватает её в жизни! Этой обыкновенной порядочности!»

Анатолий Мариенгоф

Источник

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – отечественный композитор, классик, один из величайших композиторов XX века, блестящий пианист и талантливый преподаватель.  Он писал музыку во всех жанрах – от популярных песен к кинофильмам до концертов и ораторий, но главным в его творчестве стали симфонии, самая известная из которых – Ленинградская, посвященная блокадному Ленинграду. Будучи обладателем практически всех существовавших в СССР наград и званий, он дважды подвергался суровой критике «сверху», а его произведения – запрету.

Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 30-е годы  была подвергнута резкой критике в статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Композитора обвинили в формализме, а опера была названа антинародной.

В 1948 году Шостакович был обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом», а также в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) Жданов.

Дмитрий Шостакович — автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки.  Он написал музыку к 35 фильмам, и вся страна знала «Песню о встречном» («Нас утро встречает прохладой»).

Но миру больше всего известна его седьмая симфония. Впоследствии ее назовут «Ленинградской», так как она довольно часто звучала в годы войны в блокадном Ленинграде.

Люди говорили, что при ее прослушивании в сознании всплывают ужасы войны, фашизма и героизм советского народа. Но мало кто знает, что Шостакович начал писать симфонию задолго до начала Второй Мировой. Позднее он признается, что симфония в целом посвящена ужасам тоталитарного режима, к которому относится не только фашизм.

В 1942 году Шостакович попал на обложку журнала Time. Он был изображен в пожарной каске на фоне горящих руин, как символ сопротивления народа фашистским захватчиком. Его знаменитая седьмая симфония с 1942 по 1943 год прозвучала 65 раз с самых больших концертных площадок США.