Сквозь боль творил шедевры. !!!!! И все его картины при этом, насыщены Радостью Бытия!
В 55 лет известный французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар неудачно упал с велосипеда и сломал правую руку. Недолго думая, он взял кисть в левую. Позже, травма развилась в ревматоидный артрит. Превозмогая боль, Ренуар продолжал создавать свои шедевры. Когда его руки и пальцы перестали сгибаться, он привязывал к ним кисти, которые вкладывала ему между пальцев сиделка.
А болезнь наступала…
Последние годы жизни художник вынужден был находиться в инвалидном кресле из-за невозможности передвигаться самостоятельно. Во время пребывания Ренуара с семьей в Париже друзья художника решили показать его одному из лучших специалистов по ревматическим заболевания Анри Готье. После первого осмотра врач, произведший благоприятное впечатление на художника, обещал за несколько недель поставить больного на ноги. И хотя для изведавшего уже немало способов лечения Ренуара и обещаний вылечить его это казалось утопией, он отнесся к этому обещанию не столько скептически, сколько философски. Основные лечебные мероприятия сводились к лечебной гимнастике и укреплению режима.
К удивлению близких, через месяц Ренуар почувствовал себя уже лучше. Однажды лечивший его врач объявил Ренуару, что настал день, когда художник начнет ходить. Врач приподнял больного из кресла, и всех поразило, что Ренуар стоит на ногах и с радостью смотрит на окружающих. И даже когда врач отпустил художника, он не упал и, собрав все свои силы, сделал первый шаг, за ним второй, обошел вокруг мольберта и вернулся к своему креслу.
Ситуация напоминала евангельского паралитика, который начал двигаться после того, как Христос приказал ему встать на ноги.
Но вдруг Ренуар, еще стоя на ногах, обратился к врачу:
— Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись.
Ренуар снова уселся в кресло с тем, чтобы больше уже никогда не встать с него. За 60 лет он написал около 6000 картин и умер в возрасте 78 лет.
Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья.
Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» («Боль проходит, а красота остается»).
Автопортрет. Пьер Огюст Ренуар, 1876 г.
Огюст Ренуар Деревенский танец 1882-1883
Огюст Ренуар В театральной ложе.
Огюст Ренуар, “Зонтики”, 1881-1886 Национальная галерея.Лондон.
Огюст Ренуар, “Лягушатник”, 1869
«Портрет актрисы Жанны Самари» 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Жанна Самари» 1877, Музей им. А.С.Пушкина, Москва
«Завтрак гребцов» 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон
«Бал в Мулен де ла Галетт» 1876, Музей д’Орсе, Париж
Качели — Ренуар.1876. Холст,масло.Музей д,Орсе Париж
«Юлия Мане»
Мизиа Серт.1904 холст,масло
Девушки на лугу
Две девушки за фортепиано
Танец в городе 1883
Девушка, 1885
Женщина в кресле, 1874
Танцовщица, 1874
Парижанка, 1874
Мадам Виктор Чокке. 1875
Молодая женщина в вуали 1875-77
Нини Лопез, 1876
Голова молодой женщины с голубым шарфиком 1876.
Женский портрет, 1877
Молодая женщина в ярко-синем из консерватории 1877
Молодая девушка в лодке, 1877
«Коко» коллекция Лопес Алжир
Размышление, 1877
Чашка шоколада 1878
Молодая девушка с букетом тюльпанов, 1878
«Портрет мадам Шарпантье с детьми»,1878 музей Метрополитен США
С
Девочка с лейкой 1876 Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Голова молодой женщины, 1878-80
Ирен Кахен д’Анверс. 1880
Бюст женщины, надевшей шляпу. 1881
Мадмуазель Демарси. 1882
Мадмуазель Мари-Тереза Дюран-Рюэль Севинг. 1882
За рукоделием, 1883
Голова Габриэль. 1895
Габриэль с ожерельем. 1906
» У воды»
«Девушка, заплетающая косу» (Suzanne Valadon)
«Большая ваза с цветами» 1866
«Букет хризантем» 1884
«Алжирская девушка»
«В саду». Государственный Эрмитаж
«Девушка с веером» Эрмитаж
«Альфред Сислей» 1876
Арум и оранжерейные растения. Пьер Огюст Ренуар, 1864 г.
«Девушка с зонтом» (Aline Nunes)
Танец в Буживале 1883
Автопортрет 1910