Без рубрики

«Сцена — моя жизнь» — она имела право на такую фразу в ее точном смысле — сойдя со сцены, она умерла»

«Эта мысль каждый раз возникала у меня, когда мы выходили с ней на сцену в «Тишине». Как бы она сегодня ни играла, что бы ни говорила на сцене, она всегда была подарком для зрителей — такое эмоциональное богатство переполняло ее, переплескиваясь в зрительный зал.

Она могла просто стоять и молча смотреть, устремив свои факельные глаза в пространство или на партнера — огромные глаза, то полные горечи, то вдруг сверкающие юмором, — и вы уже не могли оторваться от актрисы, ожидая какого-то откровения…
Я написал: «…что бы она ни говорила» — и не обмолвился. Она любила импровизировать вообще, а уж в данном спектакле и подавно, понимая малую цену слов, написанных в роли. И в пределах заданного смысла иногда находила собственные слова, богаче авторских.
Она была явно неравнодушна к хлесткой комической репризе и любила их выдумывать в любой, самой драматической роли — без юмора она существовать не могла. И в «Тишине», в эту, так сказать, «голубую» роль благородной матери, она привносит свой спасительный юмор.
То, что ее актерское существо состояло из самых полярных красок и в нем прекрасно уживались и комик-буфф и трагик, Раневская доказывала неоднократно, и, в частности, играя Люси Купер.
Когда на сцене была Раневская, в зале слышались и всхлипывания и взрывы хохота. И это же сочетание эмоций было на лицах зрителей, которые по окончании спектакля, чаще всего стоя, долго-долго благодарно аплодировали, вновь и вновь вызывая любимую актрису.

Но играть ей становилось все труднее и труднее… Возраст, болезни подтачивали ее. В последних своих спектаклях она выступала, когда оставалось всего три года до ее 90-летия, но тратилась по-прежнему. Она страстно защищала «честь мундира» — звание актрисы. Она любила театр самозабвенно, но без громких фраз, без патетики. Она не могла бы сказать, подобно М.Г. Савиной: «Сцена — моя жизнь» — торжественность слов рассмешила бы ее. Но по сути она имела право на такую фразу в ее точном смысле — сойдя со сцены, она умерла».
Ростислав Плятт