В моем ближайшем окружении существует культ высшего образования. Что бы там ни было, но диплом должен быть. Кровь из носу. Как пить дать. Железно. Поэтому родители рвут жилы, выпадают из штанов, залазят в долги, но стараются свое чадо запихнуть в институт. Любой ценой. И неважно, что парниша не может связать двух слов, не знает что такое валентность и в чем прикол закона Авогадро, его родители держат курс на Химико-Технологический университет, потому что в свое время о нем мечтала мама.
Наши соседи — скромные работяги. Всю жизнь, не поднимая головы трудятся на земле и с нее живут. Продают огурцы, тепличный редис и петунию в горшках. Не разгибаются с пяти утра и до самых сумерек семь дней в неделю. В связи с этим для сына выбрали КПИ и все годы работали на декана факультета. Строили ему дачу, снабжали мясом, яйцами, творогом. Похудели, обносились, постарели, а студент привез диплом, влез в рабочие чуни и пошел разбрасывать навоз. Насколько знаю, разбрасывает до сих пор.
C первого курса я поняла, что не буду работать по специальности. Категорически! Ни-ко-гда! Что при всей любви к детям мне скучно играть в «тонет-не тонет» и учить «киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись». Обустраивать живой уголок и готовиться ко Дню луковой слезинки. Решение приняла, но учиться продолжила, боясь даже заикнуться об этом родителям. Поэтому пять лет честно клеила аппликации, зубрила философию и историю религии. Переписывала биографию Монтессори и Ушинского. Сочиняла диплом на тему «Значение материнского фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Пять лет! Но ничегошеньки не помню! Ни одного слова, приема, метода! Лучше бы после школы устроилась секретаршей, узнала, где раки зимуют и слезла с родительской шеи.
Из моего потока по специальности работают две девочки. Две девочки из сорока! Остальные трудятся секретарями, стюардессами, цветочницами, продавцами мебели, риелторами и менеджерами по туризму.
Мой муж имеет диплом радиоинженера, но уже много лет занимается трубопроводной арматурой. Школьный друг закончил МАУП и теперь грузит чемоданы в аэропорту. Двоюродная сестра, будучи аллергологом, шьет шторы.
Стив Джобс не имел высшего образования, Генри Форд начал работать в 16 лет, Рэй Брэдбери закончил библиотеку вместо университета, а первый долларовый миллионер Рокфеллер решил, что трехмесячные бухгалтерские курсы будут полезнее, чем годы в колледже.
Так, может, не стоит сразу после школы ломиться в институт? Может лучше оглядеться, поработать курьерами, официантами, охранниками, помощниками пекаря, нотариуса или царя небесного и понять, чего хочется? К чему лежит душа, чтобы потом трижды не переучиваться. А эрудированность и всестороннее развитие обеспечивают не ВУЗы. Багаж знаний при желании может получить любой человек, даже не нюхав университетов из Лиги Плюща.
Автор — Ирина Говоруха