Люди Факты

Сердце Надава берет вершины человечности. Он отказался от мечты всей жизни, чтобы спасти жизнь другому

Выше 8000 метров над уровнем моря расположена «Зона смерти». Здесь низкое давление, недостаточно кислорода, что может вызвать тяжелую высотную болезнь, отёк мозга и лёгких, смерть. На такой высоте летают пассажирские самолеты (8-12 километров).
Часто говорят об особой высокогорной этике, которая действует на восьмитысячниках, и людям, не бывавшим там, сложно ее понять. То есть ослабевшего альпиниста можно оставить, где упал, и предоставить ему самостоятельно выбираться, если случится чудо. Иначе погибнут и те, кто попытается ему помочь. В большинстве случаев все, что могут сделать люди — поделиться кислородом и водой.
Но известны случаи, когда люди на Эвересте совершили невозможное, чтобы спасти чью-то жизнь.
Эверест высота над уровнем моря 8 849 метров

 

 

24-летний израильский альпинист Надав Бен-Йегуда, находившийся в 300 метрах от вершины Эвереста, отказался от мечты покорить высочайшую вершину планеты, чтобы спасти раненого турецкого альпиниста. По мнению тех, кто хорошо знаком с жестокими законами гор, шансы Надава на спасение раненого были минимальными.
Бен-Йегуда так описал происшедшее «Я прошел два свежих трупа. Трупы были свежие, поскольку это были тела людей на тех же верёвках по которым я поднимался, понимая что умирают и не имея сил двигаться люди не отползали в сторону, а пристегнувшись, так и впадали в кому и умирали. Продолжающие двигаться перешагивали через них.
Когда увидел его — узнал. Это был Айдин Ирмак (Турция), мы познакомились с ним в лагере. Он был без сознания, у него не было перчаток, не было кислорода, и кошек, его шлем был снят. Он ждал конца. Другие альпинисты шли мимо него, не пошевелив и пальцем, но я понимал, что если я пройду мимо он умрёт наверняка. Я знал, что я должен был хотя бы попытаться его спасти.
Айдин Ирмак
Я с Айдином начал спуск, он длился 9 часов. Было очень трудно, тащить его на себе, потому что он был тяжелый. Время от времени он приходил в сознание, но потом снова отключался. Когда он приходил в себя, то кричал от боли и это делало наш спуск ещё сложнее. Очень медленно, но мы спускались, однако в какой-то момент моя кислородная маска сломалась, немного времени спустя нам встретился альпинист из Малайзии, который также находился на последнем издыхании. Стало понятно что дальше идти стало совсем невозможно. На встреченных альпинистов идущих вверх я орал и требовал немного кислорода для двух раненых, некоторые отзывались…»
Они добрались до лагеря, их эвакуировали вертолетом в Катманду, и были госпитализированы. Все получили обморожение, Надав Бен-Йегуда сильно обморозил пальцы так как был вынужден снимать перчатки во время спасательной операции.

 

 

«Я стоял перед выбором — быть самым молодым израильтянином, который поднялся на Эверест, что было бы замечательно для моей карьеры, или попытаться снять альпиниста с горы — я выбрал второй вариант и мне удалось это сделать… Спасибо всем кто помогал мне в подготовке и обучал меня, что дало мне достаточно сил, чтобы спуститься с горы самому и спустить с неё нуждающегося в помощи».
Это произошло в 2012 году.

А в 2018 году жизнь самого Надава была спасена чудом. По дороге на вершину Гималаев израильский альпинист, не дойдя до вершины всего 140 метров, сорвался со скалы и упал в пропасть. Он пролежал без движения сутки, отчего другие альпинисты сочли его мертвым.

Однако на родине, в Израиле, жена, мать и спасательные организации не приняли эту версию. И правильно сделали. Жена и мать Надава связались с израильскими спасателями, а сами немедленно вылетели в Непал.

Спасательную операцию организовали страховая компания «Феникс» и служба спасения «Магнус итур ве-хилуц». На помощь Надаву были отправлены вертолет и группа опытных спасателей. Израильского альпиниста нашли в пропасти с обмороженными руками и ногами, переломами ребер и других частей тела. Его осторожно подняли и перевезли в больницу в Катманду.

На вопрос, продолжит ли он покорять вершины после пережитого, Надав отвечает: «Вы ошиблись формулировкой. Вопрос не в том, пойду ли я снова в горы. Вопрос — когда и где я поднимусь в следующий раз».

ГОРЫ ИЗДАВНА МАНЯТ ЛЮДЕЙ, явление это трудно объяснимо, хотя и общепризнанно. Какая сила отрывает взрослого серьезного человека от рабочего места и домашнего очага? Какая сила заставляет его каждый год впрягаться в лямки рюкзака, до изнеможения рубить ступени во льду и на пронизывающем ветру или солнцепёке сжимать в потных от напряжения руках страховочную веревку? Ни один альпинист не сможет точно и коротко ответить на этот вопрос…