Очень больно, когда понимаешь — тебя просто использовали.
И все эти улыбки, комплименты, доброе отношение были всего лишь маской, способом получить желаемое. От нас просто что-то было нужно; товары, деньги, услуги, эмоциональное обслуживание, наши связи, возможности… Что угодно, только не мы сами. Это горько осознавать потом, когда желаемое получено, а нас оставляют наедине с нашими проблемами. И больше не звонят, не пишут, никуда не зовут. Использованную вещь можно выкинуть. Или убрать в кладовку, как дрель, которая нужна в хозяйстве. Понадобится — достанем!
Как только понимаете, что вас начали использовать — надо дистанцироваться в отношениях. Это уже не отношения, это вы прислуживаете другому человеку, служите ему, — вроде как дрель. Ему просто надо дырок насверлить, вот он к вам и обратился.
Так молодого Есенина поэтесса Гиппиус заставляла самовар раздувать и петь нецензурные частушки на потеху гостям. Хотя и за стол усаживали, и чаю из самовара наливали… Вроде все нормально было. Хотя на самом деле Есенин служил угощением и бесплатным развлечением…
Или с Эдит Пиаф в ресторан пришла компания друзей. Они всегда с ней ходили в рестораны, хвалили певицу, пели ей дифирамбы и уделяли внимание. Только платила за угощение всегда певица; так уж повелось. На это внимания никто не обращал, дело ведь не в деньгах, не в угощении, так ведь? Дело в дружбе! И однажды Эдит Пиаф заказала для всех в ресторане картошку. Просто картошку. «Хочу, — говорит, — просто картошки. И друзьям моим принесите то же самое!». Друзья были при деньгах, не нищие, не клошары. И отлично могли сами себе заказать угощение. Но так они разгневались и опешили, когда им картошку принесли, что все стало ясно. Они просто пользовались деньгами певицы. И платить за себя даже и не думали…
Понять, что нас используют, очень просто. Человеку постоянно от нас что-то надо. Он может даже и не просить, — мы сами даем. Оказываем услуги, дарим, самовар ставим и счета оплачиваем. Может, и частушки поем. Попробуйте один раз отказать вежливо. Сказать: «я сейчас не могу это сделать. Нет возможности!». И посмотрите на поведение своего знакомого. Если он нормально воспримет отказ, извинится и спросит, не надо ли и нам помочь, — все в порядке. Если надуется, рассердится и потеряет к вам, — все понятно. К сожалению, все понятно. Мы — дрель. Или другая полезная вещь, которая лежит в темном углу до поры, до времени.
А в личной жизни мы беззащитны. Мы доверяем по умолчанию, вот в чем дело. Мы любим, потому и готовы отдавать, соглашаться. жертвовать. Но если слишком долго и много приходится жертвовать, тоже стоит задуматься — любят ли нас? Или тоже используют, как полезную вещь. Которую выкинут, как только она станет бесполезной…
Анна Кирьянова