Но сыгранные ею в кино и театре героини навсегда останутся в памяти благодарных зрителей. Ее называли «королевой эпизода», но каждый сыгранный ею эпизод — шебевр!
Любовь Полищук была великолепной актрисой, но для всех, кто ее знал, она прежде всего, была воплощением добра и жизнерадостности. Она всегда улыбалась, от нее исходила особенная энергия. Она была наделена редкостным даром — одно ее появление на сцене или экране освещало и согревало все вокруг.
И талант, и красота, и харизма, и обаяние. Всего в этой актрисе было с избытком.
«Я очень не люблю давать интервью… Во-первых, многое часто перевирают — читаешь и не узнаешь свои слова. Во-вторых, да, мало кого интересуют вопросы творчества, воспитания, а больше все какие-то «жареные» факты из личной жизни.
Очень много «копают» про быт. Какую колбасу я люблю, какого цвета обои в моей спальне, сколько у меня любовников, как часто я их меняю и так далее. Заходят с разных сторон, но по сути всегда одно и то же. Обидно и скучно тратить на подобные «беседы» свое время. Каждый раз, когда я прочитываю очередное вырванное у меня интервью, мне становится дурно. Какая-то ахинея… Не знаю, кто виноват в этом больше — журналисты или я сама…
***
Я приехала в Москву из своего родного Омска, устроилась в Театр миниатюр, где нужно было доказывать всем и вся, что Полищук хоть и провинциальная артистка, но не хуже вас, столичных. Я была вынуждена быть сильной. Убеждена, что женщина должна работать мало и в охотку. Но сама при этом работала, как лошадь. Только после встречи со своим нынешним мужем, художником Сергеем Цигалем, я поняла, что такое быть настоящей женщиной. С тех пор как вышла замуж, потихоньку ‘выдавливаю’ из себя мужика. Оказывается, я могу быть образцовой женой: сижу дома, шью, вяжу…
***
Рассчитывать мне было не на кого — воспитывала сына одна. На гастроли (а их было 11 месяцев из 12) ездила с маленьким Лешей. В гостиничном номере — бесконечные кашки-малашки, тертые овощи, пеленки… А потом нужно было легко и красиво выпорхнуть на сцену. Ну откуда здесь взяться беззаботности, когда ты своему ребенку и отец, и мать?!
…Мне не нравится Любовь Полищук как актриса кино. Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали двенадцать лет. Был там один то-ва-рищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте — у этой артистки несоветское лицо!». А когда лицо стало нормальное, российское, для кино я как бы уже постарела. И то, что я могла хорошо сыграть на киноэкране, прекрасно делают молоденькие девчонки. Может быть, с чуть меньшим темпераментом…
В кино возраст выпирает сильнее, чем на театральной сцене или даже в жизни. Когда я еду на машине — а я просто обожаю водить, — многие в соседних машинах меня узнают, опускают стекла и говорят всякие приятные комплименты. А некоторые даже кричат: «Любаня! Я вас так люблю! Умоляю — поехали пить шампанское!» (Смеется.) Наверное, думают, что я очень молоденькая».
***
— Вы не считаете себя красивой?
— И никогда не считала. Могу быть привлекательной. Эффектной. Свечусь от того, что я на сцене. Вот на сцене люблю себя и не стесняюсь об этом говорить.
— А в жизни?
— В жизни комплексую. Почти не хожу на тусовки. Не даю интервью. Мне все время скучно в компании. Не понимаю, зачем люди об этом говорят, зачем тратят на это время? Лучше лягу на диванчик, суну кошку под мышку и книжку почитаю — вот это удовольствие. С подружками люблю общаться. А все эти компании… Может, мне так неуютно, потому что все ждут: вот сейчас актриса будет выдавать. С каких щей? Я такая, какая есть. Столько выдаю на сцене, что иногда и для близких почти ничего не остается. Есть актеры, которые подключают какую-то особую технику, выдают бутафорские слезы за настоящие страдания. Я так не умею. Я душу свою отдаю, по кусочкам от нее отрываю, отрываю…
***
У меня никогда не было желания сделать мужчину своим рабом. Я проклинаю наше советское ханжеское воспитание и эмансипацию, а за некоторые свои поступки в молодости я себя просто ненавижу. Могла в ресторане с шиком заплатить за весь столик. При этом даже не задумывалась о том, что оскорбляю таким поступком мужчин. А сейчас… С годами все больше хочется подчиняться, чувствовать себя слабой и беззащитной…
***
Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать… Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни.Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине — у меня была очень серьезная травма позвоночника — мне дали лекарство, от которого поднялось давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль… Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу.
За три недели до выпуска спектакля “Искушение” я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ — там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в “ошейнике” — в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга.
***
Актерская профессия — это моя любовь на всю жизнь. Вряд ли могла бы с таким удовольствием заниматься чем-либо другим. Театр для меня — это всё, вся жизнь. Я не могу без этого, даже сны снятся про театр!
⠀
Любовь Полищук