Ее портреты украшали обложку «New York Magazine», «Parisien Libre»,» Der Spiegel», в ее честь в Париже было открыто кафе — «Изольда». В 50-ые годы прошлого века имя этой русской красавицы гремело на весь мир, а закончилось все голодной смертью в возрасте 38 лет, в пустой, холодной квартире, где коротала долгие одинокие вечера, брошенная всеми, спившаяся актриса.
21 июня 1932 года родилась Изольда Извицкая.
Судьба Изольды Васильевны одна из самых трагичных среди актеров отечественного кинематографа. Имея подлинный актерский талант, яркую внешность, став всемиро известной в начале своего творческого пути, Извицкая связала свою жизнь и судьбу с человеком , который завидовал ее успеху и в конце концов погубил.
Изольда Извицкая родилась в городе Дзержинске, Нижегородской области. Папа ее был -химиком. Мама-учительницей. Интеллигентная советская семья. Иза была единственным и горячо любимым ребенком в семье. Родители всегда и во всем ее поддерживали.
Не стало исключением и желание Изольды уехать в Москву и поступить на актерский факультет ВГИКА Она поступила с первой попытки. Председатель приемной комиссии в тот год-легендарная Тамара Макарова воскликнула: «Это не девочка, а комета». Сыграв в самом начале своей карьеры у Михаила Калатозова в фильме «Первый эшелон»- Извицкая проснулась знаменитой. Именно на сьемках этой картины состоялось роковое для Изольды знакомство с актером- Эдуардом Бредуном , который стал ее мужем .
В 1955 году Извицкой поступило приглашение от режиссера Григория Чухрая — сыграть главную женскую роль- Марютки в фильме «Сорок первый», где ее партнером на сьемочной площадке стал Олег Стриженов. Фильм ждала оглушительная слава. Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Сорок первый» специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Больше всех хвалили Извицкую.
Олег Стриженов (слева), Изольда Извицкая и Григорий Чухрай на 10-м Каннском кинофестивале. Франция. Май 1957
Трагическая любовь убежденной большевички к белому поручику-аристократу, заставила рыдать весь мир… То было самое начало Оттепели и Изольда стала абсолютно новым лицом из загадочной и непознанной России, для зрителей во всем мире.
Кадр из фильма «Сорок первый»
Извицкая стала представлять Советское кино за рубежом. Вена, Брюссель, Стокгольм, Каир, Буэнос-Айрес, Дели, Мехико. Она обьездила полмира. Это был самый счастливый период ее жизни. Ее почитателями были Марк Бернес, зять Хрущева Алексей Аджубей, известный жрналист-Мэлор Стуруа. Негодовал только ее супруг- Эдуард Бредун ,которого сильно обижала фраза, когда его часто представляи,как Эдика, мужа Изольды Извицкой…
Изольда много снималась в тот период:»Неповторимая Весна», «К черному морю», «Поэт», «Очередной рейс», «Отцы и дети» -роли главные, но конечно, они не дотягивали до планки ленты «Сорок первый» и Изольда Васильевна это прекрасно понимала и переживала.
Кадр из фильма «Отцы и дети»
Неудавшийся актер Бредун выпивал и приобщил к этому делу супругу. Водка, коньяк-действовали на ее хрупкий организм — разрушительно.
Подруга Извицкой-знаменитая актриса Наталья Кустинская, часто бывавшая у Изольды в гостях вспоминала разговор Изольды с Эдуардом Бредуном :» Мне плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». — «А ты опохмелись, легче будет». В кино ее практически звать перестали.
Извицкая числилась в труппе театра-Киноактера, где играла в массовке. Практически единственным человеком , кто поддержал ее тогда, была Людмила Касаткина, уговорившая своего мужа-режиссера Сергея Колосова снять Изольду в роли своей напарницы, в фильме «Вызываем огонь на себя».
Изольда Извицкая в роли Паши (слева) и Людмила Касаткина (Анна Морозова) на съёмках сериала Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя».
Касаткина очень тепло относилась к Извицкой и на сьемках ободряла свою коллегу, которая забывала текст, была несобранной, плохо выглядевшей, но сыгравшей таки блестяще Многие подумали о возвращении Изольды Васильевны в жизнь и профессию, но-увы… Фильм стал последним успехом в карьере Изольды Извицкой.
Бредун бросил Изольду, уйдя к соседке-спекулянтке, жившей в этом же подьезде. Изольда Васильевна осталась в полном одиночестве. Она получала крохотную зарплату в театре-киноактера, которую спускала на водку. Неделями не выходя из дома, она питалась засушенными сухарями.
Совершенно неожиданно, Извицкой позвонили из театра Киноактера. Ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по пьесе Гусева. Как выяснилось позже, роль для нее пробила Наталья Кустинская, которая по-человечески жалела свою талантливую , но слабую подругу. Изольда Васильевна-воспряла духом. Она всегда оживала , когда для нее находилась работа. Стала готовить роль. Но вдруг телефон в квартире Извицкой на Мосфильмовской улице перестал отвечать.
Коллеги из театра Киноактера забеспокоились и позвонили Бредуну, так как у него оставались ключи от квартиры. Но Бредун не смог попасть в квартиру — дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны. Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКА, взломали дверь. Изольда Васильевна лежала на тахте, в своем стеганом французском халате, привезенным когда-то из Парижа, во времена ее такого короткого счастья… Она была мертва. Холодильник был пуст. Еды в доме не было никакой. Она пролежала мертвой больше недели. BBC сообщило, что в Москве от голода и холода, скончалась выброшенная из общества прекрасная актриса- Изольда Извицкая. Все так. Увы. Ей было 38 лет. …
За свою жизнь, Извицкая ни о ком не сказала ни одного дурного слова. Изольда Васильевна была доброй, искренней женщиной, которую погубила ее же собственная мягкость. Хоронили Изольду в марте 1971 года. Стояла морозная, но солнечная погода, осветившая в тот день Востряковское кладбище. Светлый человек ушел из этой жизни. Когда опускали гроб и немногочисленные присуствующие стали бросать мёрзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, ведь ей же больно…»
Эдуард Бредун пережил свою жену на 13 лет и умер, не дожив до своего 50-летия трёх месяцев, так и оставшись в памяти людской только тем, что он был мужем «той самой Изольды Извицкой».
А вот её звезда не погасла: фильм «Сорок первый» до сих пор занимает своё законное место в сокровищнице мирового кино. Изольду Извицкую зрители до сих пор помнят и любят. О ней сняты несколько документальных фильмов, ей посвящены выпуски цикла передач Виталия Вульфа «Серебряный шар» и Леонида Филатова «Чтобы помнили». И это понятно – забыть Изольду Извицкую невозможно.
Автор — Edgar-Cyril Dalberg