Культура

«Галя! Зачем слова, когда он так играет?!»

Перед тем как приехать на постановку в «Современник», Анджей Вайда решил посмотреть спектакль «На дне» поставленный по пьесе Горького, где Евгений Евстигнеев потрясающе играл Сатина.
Монолог «Человек — это звучит гордо» он произносил не пафосно, как это было принято, а с папиросой во рту. В результате хрестоматийный текст производил грандиозное впечатление. Но у Евстигнеева была плохая память, и он все время сокращал длинный монолог. Галина Волчек подошла к артисту и строго сказала:
— Женя! Завтра приедет Вайда. Выучи заново монолог, а то будет безумно стыдно.
На спектакле все шло хорошо. До монолога Сатина. — Человек — это я, ты… — начал актер… Повисла страшная пауза… Евстигнеев от волнения окончательно забыл слова и смог произнести лишь фразу: «Человек — это звучит гордо!» — после чего затянулся цигаркой и сплюнул.
Волчек в ужасе повернулась к Вайде и увидела, что тот плачет.
— Анджей, прости, он не сказал всех слов!!! Вайда, промокая глаза платком, ответил с польским акцентом: «Галя! Зачем слова, когда он так играет?!»
«Театральные люди»

Анджей Вайда — выдающийся польский режиссер, работавший в Московском театре «Современник» в период с 1972 по 1992 годы. Его постановки стали ярким событием в истории театра и оказали значительное влияние на развитие современной режиссуры.

Вайда привнес новые идеи и подходы в постановки спектаклей, отличавшиеся своей необычностью и экспериментальностью. Он отказывался от традиционных театральных форм и создавал сценические композиции, где взаимодействие актеров, света, звука и пространства становилось основным средством передачи смысла и эмоций.

Одним из знаковых спектаклей, созданных Вайдой в театре «Современник», стал «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Это было смелое и провокационное исполнение, где Вайда использовал нестандартные театральные приемы, включая проецирование фильмов, акробатику и абстрактные декорации. «Калигула» стал одним из самых ярких событий в современной театральной жизни и привлек внимание как критиков, так и зрителей.

Другой значимой постановкой Анджея Вайды был спектакль «Диалоги о рыбалке» по произведениям Ивана Тургенева. В этом спектакле Вайда столкнул на сцене актеров разных поколений и создал пространство, где прошлое и настоящее, молодость и старость соединялись в  единстве.