Знаменитости

Легенда балета Галина Уланова: «Обыкновенная богиня из другого века»

Выдающаяся балерина Галина Уланова – целая эпоха в истории русского балета, ее имя золотыми буквами высечено на страницах тома мировой истории балета.Ей рукоплескали в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Токио, Париже, Риме, Каире и многих других городах мира. Ее танец называли «поэзией, драмой и музыкой в движении»

Про нее на протяжении всей её жизни говорили исключительно в превосходной форме – великая, неподражаемая, гениальная. И не было ни одного человека, кто бы усомнился в её уникальности.

Немногие знают о том, что в Москве есть музей-квартира балерины Галины Улановой. Он находится в высотке на Котельнической набережной. Москвичкой знаменитая балерина становиться не собиралась — слишком любила родной Ленинград. Несмотря на это, советское правительство определило ей место в Москве — все самое лучшее должно было быть сосредоточено в столице.

Сначала балерине дали маленькую квартиру на Новослободской, где она жила до 1951 года. В высотке на Котельнической Уланова поселилась в 1952 году, изначально в другой, трехкомнатной квартире, на 9 этаже. В эту же четырехкомнатную квартиру на шестом этаже с видом на Кремль, Галина Уланова переехала в 1986 году. В этом музее сегодня можно узнать многое о жизни великой балерины.

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года. Родители Гали оба были артистами Мариинского театра, выступали в антрепризе Анны Павловой, позднее отец стал режиссером балетного театра, а мать — преподавателем.

Групповое фото воспитанниц Императорской балетной школы, 1901. Мать Г.С. Улановой, Мария Федоровна — справа в верхнем ряду. Во втором сверху ряду в центре — Анна Павлова.

Маленькая Галя в детстве не мечтала о балете. Она хотела стать моряком, и непременно — капитаном. До девяти лет ее любимой одеждой была матроска, а любимой игрушкой — кораблик на веревочке.

Галина Уланова в детстве

Но после революции родители решили отдать дочь в балетное училище — в отличие от других школ, это был интернат, а значит Галя была бы всегда на государственном обеспечении, хоть как-то, но одета, обута и накормлена.

Так в девять лет Галя начала учиться балету. Поначалу ей никак не удавалось привыкнуть к интернату: в первое же утро она попыталась сбежать, а потом, видя мать, которая навещала ее каждый день, горько плакала, уткнувшись ей в колени. Но именно с тех пор Галя на всю жизнь запомнила слово «должна». И это слово ее жизнь и определяло.

«Я должна… Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».

 

Выпускной спектакль «Шопениана». 16 мая 1928 г.

После окончания училища Уланова была сразу принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. Причем не в кордебалет, а сразу солисткой. На первую зарплату, растерявшись от невиданной суммы — 60 рублей, накупила пирожных в кафе «Норд» . А больше ничего не придумала. Она тогда совсем не увлекалась вещами, естественными и понятными для любой женщины: косметикой, нарядами, безделушками. Но то, что французы называют «шармом» было в ней заложено природой.

Свою первую Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» Уланова станцевала в 1929 году и танцевала ее потом всю жизнь.

С середины 30-х годов слава Улановой распространилась за пределы Ленинграда. В 1935 году Уланова впервые танцевала на сцене Большого театра «Лебединое озеро». Вскоре попала в число сталинских любимиц — была четырежды награждена Сталинской премией. После подписания договора с Германией, Риббентропу не могли не показать русский балет — гордость СССР. На следующий день после выступления Улановой прислали корзину цветов от министра третьего рейха. Уланова была насмерть перепугана этим даром и еще долго не могла прийти в себя.

Квартира Галины Улановой в доме на Котельнической набережной. Фото: dasha_boo

Несмотря на всемирную славу, на покровительство первых лиц страны, Уланова всегда оставалась простым, скромным человеком. По воспоминаниям тех, кто знал её, она носила значок «Ворошиловский стрелок» за меткую стрельбу, ходила на занятия по противовоздушной и противохимической обороне, ездила на трамвае, не выделяясь ничем в толпе. По словам людей, работавших с ней в труппе, никогда от нее не исходило ощущения звезды и ни в чем не давала она почувствовать исключительность своего положения.

Свою личную жизнь Уланова всегда тщательно оберегала от посторонних глаз. Впервые она вышла замуж в 17 лет — за Исаака Милейковского, преподавателя фортепиано в училище. Маленький, лысоватый, ничем не примечательный — все удивлялись этому выбору. Но Галина никому ничего не объясняла, а уже через год рассталась с мужем и увлеклась дирижером Кировского театра Евгением Дубовским. Но и их гражданский брак тоже оказался недолговечным.

С Юрием Завадским в годы войны в Казахстане

В 1937 году Уланову познакомили с Юрием Завадским — к тому времени уже не только талантливым актером, но и состоявшимся режиссером. Завадский был старше Улановой на 16 лет, был женат на Вере Марецкой, имел сына. Завадский стал единственным официальным мужем Улановой — правда, не сразу, а тогда, когда роман уже подошел к концу. Брак был не совсем обычный: они жили в разных квартирах и никогда не вели совместного хозяйства — считали, что только так и могут существовать два творческих человека. Официально они оставались мужем и женой до самой смерти Завадского в 1977 году.

Иван Берсенев

После войны, в Москве Уланова жила с Иваном Берсеневым, актёром и режиссером. Говорили, что он входил в первую десятку самых красивых мужчин Москвы. Иван Николаевич был намного старше Улановой — в 1911 году он был уже артистом Художественного театра. Берсенев был женат на Софье Гиацинтовой, но ради Улановой оставил семью. Вместе они прожили до смерти Берсенева в 1951 году.

С конца 50-х годов Уланова жила с Вадимом Рындиным — главным художником Большого театра, известным не только у нас в стране, но и за рубежом. Он был старше нее всего на восемь лет. Был умен, чрезвычайно начитан, с ним было очень интересно разговаривать. Несмотря на то, что Уланова не любила говорить о личной жизни, как-то она призналась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют…» Кроме того, он был неравнодушен к алкоголю — говорят, именно из-за этого они и расстались.

С мужем Вадимом Рындиным

Но ни один из её мужей в квартире, в которой сейчас находится музей Улановой, не жил. Балерина переехала в неё в 76 лет, одна.

Уланова говорила о своей личной жизни так: «Наверное, я — просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось. Но все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили… Я всех с признательностью вспоминаю».


Еще в юности родители сказали ей: «Галя, ты ни в коем случае никогда не должна иметь детей. Или сцена, или дети…»


Несколько лет вместе с Улановой жила её подруга Татьяна Агафонова — журналистка, которая ради великой балерины оставила карьеру и стала её компаньонкой, помощницей, домработницей. Уланова относилась к ней как к дочери, но Татьяна рано умерла и тогда Галина Сергеевна осталась совсем одна.

Уже после смерти Улановой долгое время оставалось под вопросом, кому достанется её квартира. Детей у неё не было, сама она была единственным ребёнком, но, разумеется, наследники на квартиру с видом на Кремль быстро нашлись. Конституционный суд отказал им в праве на наследство, но возникла другая опасность — что квартира и имущество будет пущено с молотка. Инспектор-налоговик тогда даже сообщила в радиоэфире, что в квартире Улановой «одни побрякушки». К счастью, всего этого удалось избежать, когда квартиру взял на баланс Бахрушинский музей.

О каких же «побрякушках» шла речь? Например, в 1951 году, во Флоренции, Галину Уланову впервые увидела на сцене американка Эвелина Кунард. Выступление Улановой так потрясло ее, что с тех пор она не пропускала ни одного выступления балерины за границей. Кунард основала балетную труппу, взяла себе псевдоним Анна Галина — в честь двух великих балерин, и выучила в совершенстве русский язык. Все свое состояние она тратила на покупку русского искусства, связанного с балетом, которую в 1983 году она передала в дар Улановой. В коллекции было много картин, в частности — работ Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, книг по истории балета, а также несколько уникальных вещей. Эти сокровища сейчас хранятся в музее-квартире.

Другая сокровищница квартиры — библиотека: в ней хранится 2400 книг.

Из интервью:
— Галина Сергеевна, а что для вас слава?
— А какое это имеет значение? Слава — не слава… я делала свое дело.
— Но ведь она, слава, была! Как вы к этому относились?
— Да никак. Что она мне, слава? Мешала. Иногда выходишь, а на тебя со всех сторон фотоаппараты, и — чик-чик-чик — начинают снимать. Ну, я старалась закрыться и уйти.

 

Большинство тех, кто посещает сегодня музей Улановой, удивлены тем, как она, в общем, просто и скромно жила — если учитывать, какие возможности у нее были. Она сама себе готовила, убиралась в квартире и ходила по магазинам.

Любила играть со своим пуделем Большиком и всегда со смехом доставала мячик, который он загонял под шкафы. Она говорила: «Я никакая не великая, просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».

Она прожила долгие 88 лет и к своему 90-летию в 2000 году намеревалась написать мемуары, в которых хотела рассказать историю своей жизни, опубликовать редкие фотографии и письма известных людей XX века. Но книга Галины Сергеевны так и не вышла… По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни…
Умерла Галина Уланова 21 марта 1998 года от инсульта.
«Обыкновенная богиня», – сказал об Улановой Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» называл ее Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» – Сергей Прокофьев. «Я из другого века», – обронила как-то Уланова печально и с легким недоумением.
В 1990-е годы в Стокгольме был установлен памятник  Улановой. Это — первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни.

Источник