Культура

Владимир Молчанов о том, как родилась легендарная ночная программа «До и после полуночи»

«Я пришел на телевидение 3 января 1987 года. Через две недели я сделал первый комментарий в эфире дневных новостей. Потом появились планы сделать утреннюю программу. Мы начали репетировать, и все получалось довольно симпатично: новости, музыка, погода и так далее. Но приехали люди из Агитпропа, жуткой организации, в которой работали какие-то серые личности. Они посмотрели нашу репетицию и сказали, что такая программа советскому человеку не нужна. И ушли. Все мы, конечно, очень расстроились, но начальство решило не сдаваться и предложило попробовать сделать ночную программу. И через неделю, в ночь с 7 на 8 марта, мы вышли в эфир. Как такое получилось, мне до сих пор непонятно. Мы просто сели и начали придумывать.
Я сразу вспомнил про Андрюшу Миронова, у которого 8 марта — день рождения. Мы с ним были очень хорошо знакомы, потому что, когда я работал в Голландии, он у меня несколько дней жил. Помню, вместе ходили на джазовый фестиваль по одному билету. И Андрей сразу согласился на интервью, даже билет на ночной поезд в Питер поменял, потому что был прямой эфир.
Когда мы вышли в эфир первый раз в ночь с 7 на 8 марта 1987 года, мы вообще были единственными. На советском телевидении больше не было ни одной программы, кроме программы «Время», которая выходила в прямой эфир. И не было ни одной программы, которая говорила бы о том, о чем говорили мы. В принципе нам было просто. Поскольку зрителю больше ничего не предлагалось, то нас смотрела вся страна. Потом мы поняли, что раз мы единственные — у нас есть шанс сказать то, что хочется сказать, то, о чём на советском телевидении никогда не говорилось. Но тогда сенсациями становились в основном исторические разоблачения. Не было грязи с банями и прочим.
И так пошло, и люди сразу смотреть стали, хотя обычно в это время уже все спали.
Мы очень быстро поняли, что эта программа — не просто шанс показать группу Status Quo или Рэя Чарльза, но и попробовать говорить о чем-то, о чем еще на телевидении не говорили.
Одни были в восхищении от программы, а другие просто её ненавидели, и тут возникло: «А кто разрешил?» Но время такое было, уже 1987 год, руководство телевидения должно было показывать власти, что они что-то меняют. Телевидение обретало человеческое лицо. Вот тут я со своей программой и своей бригадой оказался очень кстати.»
Из интервью журналиста Владимира Молчанова — автора и ведущего программы «До и после полуночи», которая выходила в эфир с марта 1987 по 1991 год.