Культура

Владимир Бортко: «Я открываю дверь … И сразу закрываю: на стуле сидит собака в пиджаке»

Владимир Бортко рассказывал: «К фильму «Собачье сердце» всё было готово. Преображенский-конечно Евстигнеев. Бородку попросил отпустить я, это не грим. Деньги выделены, актёры на низком старте. Но… Шарикова нет! Перелопатили все картотеки, даже Коля Караченцов просился. Не то. Я говорю ассистентам: «Делайте, чё хотите, но мне нужна собака!».
Прихожу в студию с утра. Мне девчонки: «Из Алма-Аты привезли! Толоконников фамилия! Актёр местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы».
Я открываю дверь в кабинет… И сразу закрываю. Потому что там на стуле сидит собака в пиджаке.
На пробе он разыгрывал сцену с водкой: „Желаю, чтобы все!“ Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно.
***
До предложения сниматься в роли профессора Преображенского Евгений Александрович Евстигнеев „Собачье сердце“ не читал. Да и где он мог прочитать повесть Булгакова, если долгие годы та ходила только в самиздате? Случилось так, что из-за уходящей зимней натуры пришлось снимать сразу после утверждения проб без долгих разговоров и репетиций.
В первом кадре, который мы начали снимать, профессор Преображенский выходил из кооперативного магазина, пересекал дорогу и подходил к дворняге Шарику. Вот, собственно, и все. Оператор Ю. Шайгарданов быстро поставил свет. Включили ветродуй, полетел снег.
— Мотор! — крикнул я и увидел, как из кооперативного магазина, держа в руках пакет краковской колбасы, вышел профессор Плейшнер из фильма „Семнадцать мгновений весны“ и направился к дворняге.
— Стоп! — крикнул я.
Не уверен, что дальнейший диалог запомнил дословно, но смысл передаю верно.
— Евгений Александрович, профессор так не ходит.
— Не надо мне рассказывать, как ходит профессор. Я уже одного профессора играл.

— Вот именно. А это другой профессор.
— Какой?
— Менделеев!
— Вот так?
— Вот так.
Он немного подумал и сказал: „Давайте снимать“. Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина, и оттуда вышел… не Менделеев, не Плейшнер, а профессор Преображенский.Поражало его удивительное знание своего ремесла.– Нет, так я уже делал, а сейчас сделаю иначе.

– Но и так хорошо.

– Будет ещё лучше.

И действительно, было лучше.

Но более всего меня поражало чудо – возникновение на экране новой человеческой личности, очень богатой и не похожей ни на одну из сыгранных им замечательных ролей, а их в кино и театре было немало.

Премьерный показ «Собачьего сердца» состоялся 20 ноября 1988 года. Первая реакция критик на телефильм была резко отрицательной, что подтверждал сам Бортко. Однако уже в 1990 году режиссеру и исполнителю роли профессора Преображенского Евгению Евстигнееву присудили Госпремию.