Культура

Андрей Кончаловский о «Черном квадрате»Малевича и о мире, полном кретинов

Есть ли в «Чёрном квадрате» Малевича мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный трюк. Есть желание «взорвать», вызвать скандал, шокировать зрителя. С этой точки зрения Малевич такой же «художник», как Герострат – архитектор, а Чикатило, извините, — хирург.
Не могу удержаться и не вспомнить моего любимца по части надувания кретинов Энди Уорхолла. Он как-то позвонил в свою мастерскую и поручил фотографу нанести на шелк определённое изображение, после чего он приехал и на готовый холст …помочился. Ткань со следами урины Уорхолла была продана в Нью-Йорке за 10 млн. долларов! «Ценители искусства» знают, какое участие Уорхолл принял в создании этого «шедевра», но перекупают его, буквально вырывая друг у друга из рук!
Дельцы, собирающие по своим галереям очевидный хлам, знают, что делают. Ведь существуют критики, которые «подведут» глубокий смысл под этот мусор и выдадут свои оценки за общепринятые истины. А предприимчивые знатоки с тугими кошельками заплатят за ЭТО солидные деньги, памятуя признание Дали, что «мир полон кретинов», и через какое-то время они смогут перепродать «шедевр» раза в три дороже. Какой великий обман»
Автор -Андрей Кончаловский

А вот мнение о современном периоде в искусстве Ирины Александровны Антоновой — доктора искусствоведения, директор (1961—2013) и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Я думаю, в первые десятилетия XX века закончился огромный исторический период в искусстве, включающий в себя и тот, что начинался Ренессансом. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями. На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век. Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация — «Ребята, все кончилось». Малевич правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом, отраженные прежде в кубизме. Но ведь трудно с этим смириться. Поэтому и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» — и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине. Но это все не то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы удивились и не обсмеяли.

«Объяснить необъяснимое» — так начинается описание работы Сая Твомбли «Нью-Йорк» в каталоге Sotheby’s. Работа художника с каракулями на сером фоне была продана на торгах за $70 млн. Видимо «ценитель искусства», который приобрел этот шедевр был согласен с мнением критиков о том, что » заинтересованность Твомбли в письме как акте, делает его творчество созвучным философским идеям структурализма и постструктурализма, вращающимся вокруг лингвистики.» Действительно, за гранью понимания.
Картина все того же Сая Твомбли «Леда и лебедь», была продана на знаменитом нью-йоркском аукционе за рекордную сумму – 52,8 млн долл.  Искусствоведы сочли творение Твомбли шедевром, в котором видны «драматизм, насилие и эротика».
У художника Кристофера Вула есть тоже прекрасное произведение под названием «Синий дурак». На белом листе ­по-английски синим цветом выписано слово «Fool» («дурак»). Нужно ли говорить, что это прекрасное ­олицетворение подобного искусства было приобретено за 5 млн долл.