Ну вот теперь и он…
Под Новый год я посмотрел документальный фильм «Трентиньян о Трентиньяне». В отличие от своего вечного соперника Алена Делона он ни о какой эвтаназии не заикался. Ни о чем не просил, ни на что не жаловался. Просто сидел и ждал своего часа у себя в Провансе. Это не фигурально, а буквально так. Маленький, худенький, весь как будто выточенный из слоновой кости, похожий на восточного божка или японскую нэцке.
Любимый талисман Бертолуччи и Ромера, Лелуша и Шаброля — один из главных актеров великого кино 60-70-х годов.
Больше всего мне всегда нравился его рот. Трентиньян нечасто улыбался, показывая свои крепкие крестьянские зубы. И вообще на экране был не говорлив. Он больше молчал и смотрел своим долгим немигающим взглядом. Но его чувственные губы, будто чуть припухшие от долгих поцелуев, хранили разгадку его неотразимости. Это сочетание хрупкости и силы, уязвимости и упрямства, вечного соблазна и внутренней жестокости. За рулем порша, в постели с самыми красивыми женщинами европейского кино, за рюмкой пастиса, идущий на обгон, на мокрое дело, на абордаж, — он всюду оставался изящным, компактным, хладнокровным французом, так хорошо помещавшимся в любом кадре, так удачно вписанным в кино любого класса и жанра.
Меньше всего Трентиньян старался играть: только глаза, только эти обиженные губы и недрогнувшие мускулы на лице. Магия! В фильме «Трентиньян о Трентиньяне» много нарезано фрагментов из его интервью разных лет. «Я хороший муж»… «я идеальный отец»… «я никогда не расстаюсь со своей семьей на время съемок»… В своих давних интервью 60-х годов он это говорил как бы даже с извиняющейся интонацией. Словно просил заранее просит прощения у всех, кого разочаровал этим признанием. Похоже, он сам хотел в это верить. И всеми силами старался избежать наглого вторжения желтой прессы в свою частную жизнь. Не удалось
Спустя годы он признается, что у него был роман с Роми Шнайдер. И что вел он себя тогда как круглый идиот. Что во время войны его отец был арестован, как участник Сопротивления. А когда вышел из тюрьмы, выяснилось, что половина женского населения их городка обрита наголо – так метили после войны женщин, спавших с немцами. Среди них была и его собственная жена, мать Жана-Луи.
— И что? – задохнулся интервьюер.
— И ничего! Стали жить дальше. Но это был ад.
А потом вспомнит, что спустя много лет отец, цедя каждое слово, скажет ему: «Как ты мог это допустить!» И Жан-Луи постесняется спросить, что именно он «допустил»: измену матери или ее публичное унижение?
И, конечно, смерть его дочерей. Вначале крошки Полин. Так и непонятно, что тогда произошло в Риме. Официальный медицинский вердикт: задохнулась в своей кроватке. В то утро ему надо было ехать на съемки «Конформиста». Бертоллуччи разрешил не приезжать. Но страховка не предусматривала такие случаи: аппендицит – да, смерть дочери — нет. Он продолжал сниматься. Смена за сменой. День за днем. Почему он тогда не умер? Почему остался жить? Наверное, потому что у него оставалась его Мари?
С женой Надин они потом развелись. Он перестал говорить в своих интервью, что он хороший семьянин. Но он знал точно, что был хороший отец. Мари была главной любовью его жизни. Они ссорились, мирились, они обожали другу друга. Он ревновал ее к бесчисленным мужьям и ухажерам. Чувствовал в дочери дикий и необузданный нрав ее бабушки, своей матери.
В последний год они подготовили поэтическую программу на двоих и читали со сцены Аполлинера – «Письма Лу».
«Воспоминания как эти пустыри/ Где только вороны рассыпаны петитом/ Могилою земля и сколько ни мудри/ Аэроплан любви снижается подбитым».
Наверное, он так представлял себе финал своей карьеры. Никакой суеты, обычно царящей на съемочной площадке, никаких больше режиссеров-диктаторов, продюсеров, PR агентов. Только полутьма зрительного зала, только сцена с двумя пюпитрами, только он и Мари…
Ее не станет в 2003 году. Ее приятель, маньяк, психопат, убийца забьет ее до смерти на съемках в далеком Вильнюсе. Будет громкий судебный процесс, о котором писала вся международная пресса. На похоронах дочери он снова ощутит себя мировой звездой. Забытое и мерзкое ощущение после стольких лет размеренной, пенсионерской жизни в Провансе. Парня того выпустили досрочно и кажется, потом посадили снова. Но Жана-Луи это не касалось. Его почти ничего уже не касалось.
«Когда ты теряешь то, что было дороже всего в жизни, остается только ждать, когда эта жизнь, наконец, закончится», — говорит очень старый человек, глядя прямо перед собой в кадр.
И мускул не дрогнет на его лице. А когда камера почтительно отодвигается, мы видим, что он сидит у подножья огромной стены. То ли это замок, то ли крепость, Бог весть! Маленькая, потерявшаяся фигурка мальчика Кая, успевшего стать пергаментным старичком, пока выкладывал на песке свое слово «Вечность». Сегодня он это слово дописал до конца.
Автор — Sergey Nikolaevich
Жан-Луи Трентиньян — один из самых известных и талантливых актеров своего поколения, снявшийся в более чем 100 фильмах.
Трентиньян известен своим способностью к глубокому и убедительному воплощению сложных и многослойных персонажей. Актер успешно работал в самых разных жанрах, от комедий и романтических фильмов до политических драм и триллеров.
Вот лишь небольшой перечень из огромного числа актерских работ Жан-Луи Трентиньяна:
- «Как много любви надо женщине» («Et Dieu… créa la femme») (1956) — реж. Роже Вадим.
- «Недобросовестные» («Les Liaisons dangereuses») (1959) — реж. Роже Вадим.
- «Большой бег» («La Grande Vadrouille») (1966) — реж. Жерар Ури.
- «Красивый май» («Z») (1969) — реж. Коста-Гаврас. За эту роль Трентиньян был удостоен приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
- «Человек, который любил женщин» («L’Homme qui aimait les femmes») (1977) — реж. Франсуа Трюффо.
- «Под солнцем Сатаны» («Sous le soleil de Satan») (1987) — реж. Морис Пиала.
- «Три цвета: Красный» («Trois couleurs: Rouge») (1994) — реж. Кшиштоф Кесьлевский.
- «Амур» («Amour») (2012) — реж. Михаэль Ханеке. За эту роль актёр получил премию «Сезар» за лучшую мужскую роль.
- «А бессмертные ли боги?» («Les Dieux sont morts») (1961) — реж. Кристиан Жак.
- «Револьвер» («Le Couteau dans la plaie») (1962) — реж. Анатоль Литвак.
- «Рождественская сказка» («Un conte de Noël») (2008) — реж. Арно Деплешен.
- «Безумный, безумный, безумный мир Жерара Пиреса» («La Folie douce») (1994) — реж. Филипп Мюйль.
- «Сильвия» («Si Sylvia») (1977) — реж. Альберто Латтуада.
- «Свобода равнодушия» («La Liberté de l’indifférence») (1982) — реж. Марио Моничелли.
- «Париж, Техас» («Paris, Texas») (1984) — реж. Вим Вендерс.
- «Смерть в прямом эфире» («Death Watch») (1980) — реж. Бертран Тавернье.
И, конечно же, говоря о творчестве этого замечательного актера, невозможно не вспомнить один из самых знаменитых фильмов с его участием.»Мужчина и женщина» («Un homme et une femme») — это французский фильм 1966 года, режиссёром которого является Клод Лелуш. Жан-Луи Трентиньян исполнил одну из главных ролей в этом фильме.
В фильме «Мужчина и женщина» Трентиньян играет гонщика Жана-Луи Дюроша, который встречает женщину по имени Анн (Анук Эме), также пережившую трагедию, и они начинают романтические отношения. Фильм известен своей инновационной структурой рассказа, а также использованием черно-белых и цветных сцен.
Фильм получил широкое признание и был удостоен престижных наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и две премии «Оскар» в категориях «Лучший иностранный языковой фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Это была одна из самых запоминающихся ролей Жан-Луи Трентиньяна.
Жан-Луи Трентиньян умер 17 июня 2022 года на 92-м году жизни. А мы сочли уместным опубликовать этот интереснейший пост к годовщине смерти актера.
Светлая память