Культура

Владимир Высоцкий «Прошла пора вступлений и прелюдий» — ответ на песню «Охота на волков»

Песня «Охота на волков» справедливо считается одной из вершин творчества Владимира Семеновича Высоцкого, и история ее создания интересна сама по себе.  Ее написанию предшествовал в мае – июне 1968 года ряд статей с нападками в адрес Высоцкого. «Охота на волков»  написана в августе 1968 г. в селе Выезжий Лог Красноярского края, где он находился с Валерием Золотухиным на съемках фильма «Хозяин тайги».

В одну из ночей Владимир Высоцкий вдруг особенно остро ощутил  состояние загнанности, ставшее толчком к моментальному написанию песни. Высоцкий даже не обратил внимания на призыв проснувшегося товарища «не сидеть под светом». Утром выяснилось, что накануне Золотухин в обмен на бутылку медовухи позволил жителям села спрятаться под окнами и посмотреть на «живого артиста», который обычно писал при свете большой лампы. Уловив десятки направленных на себя прицельных взглядов, Высоцкий, наконец, вышел за те «развешанные красные флажки», которые прежде мешали ему полностью раскрыть замысел о бунтарском стремлении к свободе :»Что-то чувствовалось такое, когда писал под дулами этих глаз. Может, и всегда так? Вроде пишешь в одиночестве, а за тобой всё время следят — кто-то по-доброму, а кто и по-злому.», — вспоминал поэт.

Песня исполнялась в спектакле Театра на Таганке «Берегите ваши лица» (режиссёр Юрий Любимов) и стала одним из поводов для запрещения постановки.

В 1971 году Владимир Высоцкий написал ответ на эту песню, ставшую моментально популярной и любимой многими —   «Прошла пора вступлений и прелюдий»

Рассказывает Вадим Туманов:
…Нередко слышу: «Высоцкого попросили, и он спел. Его пригласили в компанию, на банкет, на светский раут, и он пришел.»
На самом деле он был очень избирателен в личных знакомствах. И уж, во всяком случае, пел, когда хотел петь. Не иначе. Вот несколько эпизодов.
Случайно оказавшийся в обществе Высоцкого подвыпивший майор заказал еще и «культурную программу»:
— Спой, Володя!
Высоцкий не терпел фамильярности в обращении с собой и сам ее не допускал в отношениях с другими.
— Слушай, майор,- не выдержал он наконец,- постреляй, а?!
Звонит Высоцкому секретарь очень высокопоставленного лица:
— В субботу или воскресенье вас хотели бы слышать и видеть такие-то.
— Я не располагаю для этого временем,- сдержанно ответил Володя.
— Как?!- не поверил своим ушам секретарь, к отказам не привыкший.- Вы и ИМ так ответите?
(В этом многозначительном «ИМ» звучало почтительное придыхание.)

— Повторяю: я не располагаю для этого временем. Так и передайте.
В песне это выглядит несколько иначе…

Прошла пора вступлений и прелюдий,
Всё хорошо — не вру, без дураков:
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел «Охоту на волков»…
Быть может, запись слышал он из окон,
А может быть, с детьми ухи не сваришь —
Как знать, — но приобрел магнитофон
Какой-нибудь ответственный товарищ.
И предаваясь будничной беседе
В кругу семьи, где свет торшера тускл,
Тихонько, чтоб не слышали соседи,
Он взял да и нажал на кнопку «Пуск».
И там, не разобрав последних слов —
Прескверный дубль достали на работе,
Услышал он «Охоту на волков»
И кое-что ещё на обороте.
И всё прослушав до последней ноты,
И разозлясь, что слов последних нет,
Он поднял трубку: «Автора «Охоты…»
Ко мне пришлите завтра в кабинет!»
Я не хлебнул для храбрости винца
И, подавляя частую икоту,
С порога от начала до конца
Я проорал ту самую «Охоту…».
Его просили дети, безусловно,
Чтобы была улыбка на лице,
Но он меня прослушал благосклонно
И даже аплодировал в конце.
И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлёк из книжной полки,
Он выпалил: «Да это ж про меня!
Про нас про всех — какие, к чёрту, волки!»
…Ну всё! Теперь, конечно, что-то будет —
Уже три года в день по пять звонков:
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел «Охоту на волков».
1971 В.Высоцкий