Не снилось

Пост памяти легендарного театрального режиссера Романа Виктюка

Какого чёрта мы вспоминаем Мастеров и их работы, когда они упархивают куда-то ввысь? Рома Виктюк.
С Ромой я познакомился через своих давнишних друзей — театральных художников Игоря Нежного и Тани Тулубьевой. Я очень увлёкся творчеством Виктюка, ходил на репетиции и прогоны, а Рома любил приглашать тусовку на них, потому что наше зрительское дыхание ромафанатов его вдохновляло. Он рисовался и подыгрывал нам, он кричал во МХАТе: «Народные – пошли!» И это было правда, потому что в массовке у него были народные СССР, которых он спасал от забвения в сложное десятилетие. Я видел его постановки Петрушевской в студтеатре МГУ, где он сломал (в буквальном смысле) сценическое пространство и заставил зрителей приходить через служебный вход и за кулисье, и рассаживаться на сцене, а актёры играли в партере зрительного зала, кажется, если не путаю, это было «Чинзано».
Главным спектаклем для меня в те годы стал его «Анна Каренина» в Вахтанговском. Потрясающая трагическая, нет, космическая по глубине, музыка Юрия Марковича Буцко и черная чугунная вязь литья, обрамляющая бесчисленные зеркала сцены художника Олега Шейнциса…
Рома в какие-то моменты, которых было избыточно, кричал, на суржике (не буду имитировать, он это делал бесподобно и артистично):
— ЛЮдка, ну, шо ты мине изображаишь фуйню? Ти манюркой мысли. Она же ею сичас усё чуствует, б@я, ты же выдышь – у его (Ю.Шлыкова – Вронского) чичирка ужо стоито на тЕбя! Представь, дыва, шо ты садишся у свой «МерсЕдес»! (у Максаковой тогда был редкий по тем временам «Мерседес» от мужа-дипломата)…
Ну и тому подобные забавные приколы, которые не суть, но оттенки образа Романа Грыгорыча.
Я ходил на все репетиции, я влюбился отчаянно в Максакову и приперся на премьеру с букетом цветков, которые не осмелился вручить своей донне лично и передал их на служебном входе вахтёрше на проходной с запиской не помню о чём.
Рома был большим талантливым художником и его открытия и в телевизионном, и в театральном сценическом мире останутся востребованными и оценёнными ещё долгие годы. Вспомните, нафталины, его «Игроков» с таким созвездием, как Калягин, Марков, Гафт, Лазарев, Пастухов, Терехова… А «Манон Леско» с Косталевским, Тереховой, Збруевым, Шифриным, Гафтом, Виторганом, Яковлевым…
Да, конечно, сумбурные воспоминания, но и герой был переменчивым. Рома был у меня в гостях, я тогда обитал на съёмной квартире в Среднем Кисловском переулке ровно напротив жопы консерватории. Он пришел с какой-то очередной батерфляй, которой был в тот момент увлечён, им обоим было не до меня, впрочем, как и батерфляю до Ромы…
Остальные театральные экскурсы в мире гендерных перевоплощений Мастера были мне не близки, может от того, что Лудки в их не было.
Кажется, я уже работал тогда в Останкино. Рома по старой памяти пригласил меня на премьер… нет, вру, на технический просмотр своей дебютной кинокартины о, спокойно, не смейтесь, об одесских подпольщиках-пионэрах, шо скрывались в катакомбах. Одним из руководителей коммунистического подполья был… Роман Карцев (это было до Швондера, но Роман Андреич был столь же убедителен).
Просмотр проходил на 4-м этаже телецентра, где располагалось несколько небольших (на 7-9 начальственных задниц) просмотровых кинозалов ЦТ. В середине картины я проснулся от резкого и омерзительного всхрапа, причём своего — накануне я работал двое суток подряд. Просмотровый зал озарился красным светом – его излучала моя морда. Я выскочил из зала. Прости Рома.
Да-да, вот из глупостей, несуразностей и внутреннего восхищения мастером и состоят мои воспоминания о Романе Виктюке. Ещё не смотрел ленту, но наверняка умные и добрые слова напишут о нём и Фима Шифрин, который с ним работал, и Ксюша Ларина, любившая его и другие товарищи. А мои воспоминания вот такие, непутёвые.
Он был хорошим человеком, не подлым, романтичным, эпатажно облачающемся, как Евтушенко или Саша Васильев, отчасти себе на уме, глубоко ироничным и при этом совершенно простодушным, ну, то есть именно таким, каким и должен быть актер и режиссер, а в нём это совмещалось, правда?
Хочется сказать: подожди, Рома, ну, да, это неизбежно, но побудь ещё немного с нами, ну, хотя бы чуть-чуть, ну, подожди же, неугомонный..
Автор — Дмитрий Крылов, телеведущий, автор и ведущий популярной программы «Непутевые заметки»
Этот пост Дмитрий Крылов написал в день смерти легендарного театрального режиссера Романа Виктюка,17 ноября 2020 года, который скончался на 85-м году жизни от коронавируса.
Роман Григорьевич Виктюк родился в городе Львов, который ранее был частью Польши, а в настоящее время часть Украины. Родители Романа были учителями. Уже в школьные годы Роман проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли. После окончания школы Роман приехал в Москву, где был принят на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Учился он в мастерской В.А.Орлова и М.Н.Орловой. Его учителями были известные режиссёры Анатолий Васильевич Эфрос и Юрий Александрович Завадский.
Роман Виктюк в молодости

По окончании в 1956 году ГИТИСа, Виктюк работал актёром в Киевском и Львовском театрах юного зрителя. Был преподавателем в студии при Театре имени И. Франко в Киеве. В Москве был преподавателем Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Первой режиссёрской работой Виктюка был спектакль по пьесе Г. Шмелёва «Всё это не так просто», который состоялся на сцене Львовского театра юного зрителя в 1965 году. В том же театре прошёл спектакль по пьесе Л.Е. Устинова «Город без любви» и «Дон Жуан» (Мольера).

В 1991 году режиссером был создан частный Театр Романа Виктюка. В его состав вошли артисты из разных театров, многие из которых ранее работали с режиссёром. Во многих спектаклях принимало участие немало звёзд первой величины.

В 1996 году театру Романа Виктюка был присвоен статус государственного. В настоящее время театр располагается в здании бывшего Дома культуры имени Русакова.

Роман Виктюк поставил более 250 спектаклей в театрах в театрах Украины, Литвы, Латвии, России, Италии, США, Финляндии и других стран.

 Он является единственным режиссёром иностранного происхождения, награждённым премией Института итальянской драмы в 1997 году за лучшее воплощение современной драматургии.

В Соединённых Штатах Виктюк был включён в список 50 людей мира оказавших влияние на вторую половину 20-го века.

Exit mobile version