Не снилось

Юрий Соломин : «Ставить классику и подминать ее под себя — это должно караться как уголовное преступление»

– Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шлюху, Раневскую в наркоманку, а Глумова – в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! <…>
Ставить классику и подминать ее под себя – воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление.

 

 

***

– Я очень люблю старые советские киноленты. А вот новые практически не смотрю. Или же включаю телевизор, когда знаю, что там играют мои ученики.

Что такое детектив? Очень интересное, серьёзное произведение – а не просто ударил, побежал, стрельнул, догнали… Так много бессмысленной стрельбы, убийств в современном кино, постоянные драки, кровь. Мне и правда это неинтересно. Но молодёжь смотрит всё это и копирует. Вот у этих героев теперь учатся дети?! К тому же сейчас актёры гораздо слабее тех, с кем снимался я. Сравниваю старые фильмы и новые – небо и земля.

В современном кино, к сожалению, всё решают продюсеры. С духовной пищей туго сейчас в кинематографе. То же самое и с музыкой. Я уже стал думать, что потерял слух, – не могу запомнить современные песни! А тут как-то послушал песни давние. «Как у Волги у реки, у реки», «Три танкиста, три весёлых друга». Сразу всё вспомнил. Когда пересматривал фильм «Небесный тихоход», сидел и вместе с героями пел: «Ну а девушки, а девушки потом». Петь я с детства люблю – у нас хор был в мужской школе, физик играл на аккордеоне. Мы всегда получали первый приз. Но современные песни разве напоёшь? В них ни мелодии, ни смысла.

 

 

А мультфильмы сегодняшние? Иногда по телевизору вижу мультики и не могу своим правнукам объяснить, что это за звери в них такие. Уроды какие-то! Я не против нового, но я – за старое. Помню диснеевского «Бэмби». Этот мультик учил прекрасному. А чему учит современная мультипликация, наводнённая монстрами, даже боюсь предположить.

***

Напрасно думать, что в театр ходят посмеяться. Я тоже люблю комедии, но в театр приходят ещё и познать душу человека, понять, из-за чего мучились Катерина в «Грозе» или Лариса в «Бесприданнице» Островского. Кстати, именно Островский сказал: «Без театра нет нации». Я с ним согласен. Ко мне приходят сотни писем. Благодаря им я понял, зачем люди идут в театр. Они приходят за советом. Помню, мне написала одна женщина из Екатеринбурга, которая жаловалась на свою сложную жизнь. К сожалению, адреса обратного она не указала и я ей не смог ответить, чтобы поддержать. А через год она снова прислала письмо: «Спасибо большое! Я всё поняла. Посмотрела спектакль…» И многие пишут такие слова: «Спасибо вам!»… Но это не мне спасибо, а автору!

***

—Жалко культуру. И не только её — и образование, и медицину. Потому что всё это создаёт культуру нации. Именно образование и культура формируют характер человека.

***

Да, народ говорит, что пенсии не хватает на лечение и медикаменты… И что? И кто простого человека слышит?

Ю́рий Мефодьевич Соломин   — народный артист,  режиссёр театра и кино, театральный педагог, художественный руководитель Государственного академического Малого театра с 1988 года.В творческом багаже Юрия Соломина более сотни киноролей, а также более полусотни ролей в театре. Всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова в культовом фильме «Адъютант его превосходительства». Кроме того актер известен широкому зрителю по ролям в  известных картинах, в том числе в оскароносном фильме «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, «Блокада», «Летучая мышь» и «ТАСС уполномочен заявить…», «Красная палатка», «Обыкновенное чудо», «Хождения по мукам», «Горе от ума» и др.

Юрий Соломин умер 11 января 2024 года на 89-м году жизни.

 

Exit mobile version