Не снилось

Театру на Таганке — 60! «Если меня сейчас, спросят, что такое Таганка, я не раздумывая, отвечу, вот эти двое.

В этот день, 23 апреля 1964 года, малоприметный Московский театр драмы и комедии превратился в одночасье в самое авангардное и популярное место тогдашней столицы — Театр на Таганке. Именно в этот день состоялась первая премьера нового главного режиссера Юрия Любимова — “Добрый человек из Сезуана”. Этот спектакль стал визитной карточкой “Таганки” на долгие годы. Здесь зритель впервые увидел многих талантливых артистов, будущих народных любимцев: Леонида ФилатоваИвана БортникаАллу ДемидовуВалерия Золотухина и многих других.

Театр на Таганке всегда был известен своей провокационностью, разрывом, юмором и постоянным поиском новых интерпретаций. В этом смысле театр не меняется и по сей день.

Публикуем в связи с этой датой пост журналиста Сергея Николаевича.

«Сегодня все вспоминают, какие были капустники. Как праздновали, с кем закусывали, как боролись с цезурой… 60 лет! Серьёзный юбилей.
Но если меня сейчас, спросят, что такое Таганка, я не раздумывая, отвечу, вот эти двое. Гамлет и Гертруда. Принц и Королева. Высоцкий и Демидова… Я помню, как она восседала на узком ложе, похожим на гроб в центре сцены. Как долго мазала себя кремом с белилами, превращая лицо в белый череп с тёмными глазницами. Как потом смывала эту маску водой, смешанную с настоящим. слезами. А Гамлет все кричал и кричал на неё, проклиная ее и жизнь свою самыми страшными словами. Мать и сын, которые не могут договориться. Принц и королева, которым отчаянно тесно вдвоём на этом троне-гробе… Две ночных птицы — белая и чёрная — запутавшиеся, задыхающиеся в занавесе-ловушке, бились друг с другом. Теперь не выбраться. Самая высокая нота спектакля. Чтобы ее взять, надо было умереть. И эти двое каждый раз умирали у нас на глазах, хотя до финала ещё был целый второй акт.
 
Не то, что играть, дышать какое-то время было невозможно. Любимов знал, когда надо давать свет в зал, чтобы зрители ещё какое-то время приходили в себя и, как слепые, оглядываясь по сторонам. Неужели мы все это видели? Неужели это было с нами?
Сейчас вспоминаю, как в антракте Григорий Васильевич Александров, сидевший в одном ряду со мной и мамой, все же отправился в буфет и вернулся с апельсином для Любови Петровны Орловой. Она просидела весь антракт недвижимой. Апельсин незаметно перекочевал к ней в сумочку. Ни есть, ни что-то говорить явно не хотелось. Великая сила искусства! А моя мама так аплодировала в финале, что потеряла золотой браслет. На следующее утро без всякой надежды поехала в театр. Вдруг найдётся! Нашёлся. Любимов был доволен: «Видите, что вы со зрителями делаете, — сказал он, обращаясь к актерам — Люди уже золото с себя теряют!»
Золотые дни! Как давно это было! Сегодня с утра поздравил Аллу Сергеевну Демидову. Получил в ответ сообщение: «Спасибо, Серёжа! Я думаю, вы единственный, кто сегодня меня поздравит с Таганкой. Иных уж нет, а те…»

Сергей И́горевич Николаевич (29 июля 1958, Москва) — российский журналист, медиаменеджер и телеведущий.

Окончил ГИТИС по специальности «Театроведение».

В 23 года стал главным редактором журнала «Советский театр», затем был редактором журнала «Огонёк», заместителем главного редактора журнала «Домовой» и шеф-редактором редакции специальных проектов глянцевого журнала «Elle».

В 2006—2007 годах был главредом журнала «Madame Figaro».

С 2007 года, с момента основания, несколько лет возглавлял журнал «Citizen K», затем уступил эту должность Елене Нусиновой.

В апреле 2009 года был назначен заместителем главного редактора журнала «Сноб».

В течение 10 лет — с 2011 по 2021  Сергей Николаевич занимал должность главного редактора «Сноба».

Был ведущим телевизионного обзора культурных событий «Культурный обмен» на канале «ТВ Центр» и на ОТР.

В настоящее время проживает в Латвии. 26 апреля в Риге состоится презентация книги Сергея Николаевича «Заложники красоты».

Exit mobile version