Не снилось

Александр Иванович Куприн, которого мы не знали: штрихи к портрету классика

«ДЕРЕВЯННЫЙ АЛЬБОМ»

А.И. Куприн (1870 – 1938) завел у себя дома «деревянный альбом» — простой березовый некрашеный стол. На нем литераторы-гости записывали по несколько строк: экспромты, шутки, остроты.
Весь исписанный «деревянный альбом» Куприн взвалил на спину и отнес одному любителю русской литературы. Это был драгоценный подарок имениннику.
«Деревянный альбом» А.И. Куприна ныне хранится в Пушкинском доме.

КАК СОЗДАВАЛСЯ «ПОЕДИНОК»

В творческой истории романа А.И. Куприна «Поединок» благодетельную роль сыграла жена автора Мария Карловна. Писатель всегда считался с ее мнением о литературе.
Когда они поженились, «Поединок» был только начат. Писатель затягивал работу над ним. Тогда жена поставила ему ультиматум:
— Переезжай на другую квартиру. Я тебе не жена до тех пор, пока ты не окончишь «Поединка».
Покорный муж снял себе комнатушку на другой улице и стал усиленно писать продолжение романа. Закончив очередную главу, он стремглав несся на квартиру Марии Карловны. Она приоткрывала дверь, брала просунутую рукопись, прочитывала ее и лишь после этого впускала Александра Ивановича.
А один раз он обманул-таки ее: подсунул старый отрывок, который она уже читала. Обман был обнаружен. И с того дня Мария Карловна с особым вниманием вчитывалась в каждое слово, чтобы не опростоволоситься.
Эту историю супруги рассказали своим друзьям только тогда, когда «Поединок» был опубликован.

СПИРИТИЧЕСКИЙ СЕАНС

В поисках интересных человеческих типов и острых впечатлений Александр Иванович Куприн взял себе помощника и собутыльника — Маныча, мрачного, молчаливого верзилу. Он неотлучно сопровождал своего патрона.
В то время в «высших сферах» Петербурга свирепствовала эпидемия спиритизма. Александр Иванович, желая подурачить знакомых, страдавших этим суеверием, объявил себя гипнотизёром и медиумом. Он уверял простофиль, что легко может, по желанию публики, вызвать дух любого покойника.
Маныч был его ассистентом в «астрально-спиритическом сеансе», проведенном в квартире писателя А.И. Свирского.
Голоса вызванных духов передавал Маныч. Этих голосов было так много, что имитатор их в конце сеанса охрип и едва сипел. Но авантюра была выполнена столь артистично, что поэтесса Изабелла Гриневская и другие гости этого дома искренне поверили в происходившее.

ИНТЕРВЬЮ В БАНЕ

Один надоедливый одесский репортер спросил у Куприна:
— Где я мог бы взять у вас интервью?
— Приходите сегодня же в Центральные бани… Не позже половины седьмого.
Встреча состоялась. Голый писатель изложил голому же репортёру свои литературные взгляды и планы. После собеседники похвостали друг друга намыленным веником…
Приятель спросил потом у Куприна:
— И как тебе в голову пришла такая дикая мысль?!
Писатель засмеялся:
— Почему же дикая? Ведь у репортёра были такие грязные ногти и уши, что я воспользовался редкой возможностью снять с него копоть и пыль!

Из книги «Мозаика» Адриана Митрофановича Топорова (1891-1984) — известного писателя, литературного критика и публициста, просветителя которая знакомит читателя с любопытными фактами, эпизодами, случаями из жизни замечательных людей — писателей, художников, композиторов, артистов, ученых. В этих миниатюрах, почерпнутых из литературных источников и обработанных автором, нет ничего вымышленного. Они — плод  неизменного долголетнего читательского интереса. Адриан Топоров говорил: «Многие коллекционеры собирают картины, редкие книги, открытки, почтовые марки, металлические и бумажные деньги, трубки, портсигары, птичьи яйца, спичечные коробки, конфетные и мыльные обёртки и другие предметы, а я попытался собрать любопытные факты и эпизоды из жизни учёных, писателей, художников, композиторов, артистов театра, кино, цирка, словом, замечательных людей, создававших общечеловеческую культуру… Я пытался представить героев эпизодов как живых людей в быту со всеми их личными особенностями, иногда странными, чудаческими. В моих миниатюрах нет ничего вымышленного. Все они извлечены из литературных источников и лишь сжато изложены мною».

Exit mobile version